Частники хитрят, государство в минусе. Как работает общественный транспорт в Витебске

Замерзая на остановке, корреспондент «СБ Беларусь Сегодня» пришла к выводу: после 11 часов вечера ожидать маршрутку на окраине Витебска просто бессмысленно.

Вот днем этот маршрут более чем востребован. Почему так получается? Не поленилась подсчитать: из центра города в микрорайон Юг маршрутные такси отправляются почти ежеминутно. Особенно в часы пик. А вот во время сниженного пассажиропотока по маршруткам можно сверять расписание движения автобусов. То есть если частный перевозчик тормозит на остановке, значит, следом по этому же маршруту идет автобус.

Уверена: частные перевозчики никогда не будут работать себе в убыток. Именно этим и объясняется их нежелание соблюдать установленные графики движения. Получается, что вместо помощи официальным городским перевозчикам они просто отбивают у них часть прибыли?

Этим вопросом задалась, когда увидела в городе вместительные «бусы» — вместо «микриков» частники привлекают уже более солидную технику. Недавно водитель одного из них, следуя из центра в микрорайон Билево, предложил пассажирам сократить маршрут: поехать так, чтобы одновременно собрать клиентов на обратный рейс. Естественно, перед носом у городского автобуса. Но пару человек такой маршрут не устраивал, пришлось огорченному водителю делать круг.

Кто вообще следит за соблюдением маршрутками графика движения, временем их работы?

В Комитете госконтроля области констатируют: требования к маршрутным такси в городе явно занижены. В итоге далеко не все из них соблюдают свои обязательства по перевозке пассажиров.

Во-первых, расписание маршруток составлено не совсем эффективно. Во-вторых, маршрутные такси, как правило, едут перед автобусами того же маршрута и отвлекают на себя значительную часть пассажиров. При этом отдельные частные перевозчики и вовсе могут сойти с трассы в «невыгодное» время. Или, наоборот, самовольно увеличить количество рейсов в часы пик.

В качестве примера контролеры предложили проанализировать маршрут автобуса № 1. Он следует из поселка Ольгово в другой конец города — к «Витречтрансу». Курсирует до полуночи. Делает 57 рейсов в день, но в минувшем году принес автопарку свыше миллиарда убытка. Одновременно это же направление обслуживают 16 частных микроавтобусов. Вот только в период с 20.00 до 22.00 на маршрут выходят всего три «микрика», а после 22.00 здесь частников вообще не найдешь. Не желают работать с половинной загрузкой.

Если анализировать в целом, то каждый третий городской маршрут из 27 существующих в вечернее время частники не обслуживают. После 23.00 они работают лишь на шести направлениях. Четвертая часть перевозчиков глушит моторы еще до 19.30. Это официально. На практике же масса так называемых самовольных сходов с маршрута в «невыгодное» время.

Вот почему я так и не смогла дождаться маршрутки в микрорайоне Юг поздно вечером. Частники скрупулезно считают деньги. Снимать сливки с большого пассажиропотока легко и просто. А что это приносит заказчику — городу? Начальник управления КГК Витебской области Сергей Лисенков утверждает:

— Если бы горисполком наказывал за нарушения недобросовестных перевозчиков, то только в виде штрафных санкций мог бы взыскать с нерадивых партнеров около 7 миллиардов рублей. За несоблюдение графиков, невыполненные рейсы, отсутствие отметок на контрольных пунктах — все это предусмотрено договорами, которые в итоге могут быть даже расторгнуты.

Но получается, что частники умышленно минимизируют свои расходы во время сниженного пассажиропотока, безнаказанно нарушают обязательства. Они не несут никакой социальной нагрузки, перекладывая ее на общественный транспорт. В итоге страдают бюджет и, безусловно, сами пассажиры.

А в пригороде и на междугородних маршрутах и вовсе действуют нелегалы — работают без заключения каких-либо договоров.

В «Витебскоблавтотрансе» давно бьют тревогу: по самым скромным подсчетам, на территории области курсируют более 2 тысяч машин и микроавтобусов. В ущерб официальному перевозчику они регулярно берут тысячи пассажиров. У них даже есть свои «диспетчеры». А вот кассовых аппаратов зачастую нет. Билеты не выдают. Транспортники уверяют: из-за таких «помощников» они ежегодно недополучают более 180 миллиардов рублей выручки.

За клиента нужно бороться честно. Поэтому КГК области и «Витебскоблавтотранс» решили выйти с инициативой на Министерство транспорта и коммуникаций. Они предлагают определить единых региональных заказчика и оператора, которые будут регулировать работу всех перевозчиков — автобусов, троллейбусов, трамваев и маршрутных такси. А еще внести изменения в закон и предусмотреть действенные меры наказания для нелегальных перевозчиков. Так, чтобы было неповадно устраивать гонки на маршрутах, обманывать государство и пассажиров.

"СБ Беларусь Сегодня"
витебск транспорт
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции

Комментарии