«Кукольник - это особый склад души, ума, сознания». Интервью с артистом витебского театра «Лялька» Александром Маханьковым

Белорусский театр кукол «Лялька»не перестает удивлять зрителей в свой юбилейный год. Сегодня театр - «культовое» место, где можно смотреть спектакли несколько раз подряд. Смотреть и получать настоящее наслаждение от зрелища.

С куклы человек начинает познавать мир. Погремушки, пупсы, плюшевые мишки и зайчики. А здесь, в витебском театре кукол, они говорят, двигаются, переживают, живут.

Но кукла - это еще только кукла, внешняя оболочка сказочного образа. Чтобы сделать ее участником сценического действия, надо придать ей движение, голос, собственные интонации, характер - вдохнуть в нее жизнь, и тут выступает на сценуактер-кукловод.

Трудное и тонкое искусство «очеловечивания» куклы нашло в театре «Лялька» великолепных мастеров, подлинных артистов кукловождения. Корреспондент Gorod212 встретился с артистом, ведущим мастером сцены Александром Маханьковым.

«Кукольник - это особый склад души, ума, сознания». Интервью с артистом витебского театра «Лялька» Александром Маханьковым, фото-1

Говорят, что театр начинается с вешалки, а театр кукол начинается с чего?

Кукольный театр начинается с куклы.

Что можно назвать самым сложным в вашей работе?

Самое сложное - это куклы. Освоить куклу, а потом сделать так, чтобы она ожила, была интересна для зрителя  непросто. Это нелегко и физически: есть куклы очень тяжелые, неустойчивые. А есть наоборот, легкие, с ними нужно обращаться чрезвычайно деликатно.

70% успеха спектакля в театре кукол -  это работа художника. Именно художник решает, какого размера будет кукла, какой материал будут оживлять. Кукла ведь не может менять выражение лица в зависимости от текста, который она «произносит».

В нашем театре много лет проработал главным художником Александр Сергеевич Сидоров, который всегда разрабатывал неординарное сценографическое решение спектакля, умел воодушевлять всех вокруг себя.

Куклу создает художник, но ее характер на сцене мы создаем вместе.  И чем больше мы с нею входим в роль, тем  сильнее проявляется ее воля. Кукла начинает жить:  двигаться и разговаривать, петь и сердиться, смеяться и плакать, завидовать и любить.

Сначала мы обучаем куклу, а потом учимся у нее. В кукле заключается главное мастерство актера и режиссера – заставить зрителя поверить в то, что кукла живая.

О театре кукол говорят, что актер и зритель общаются между собой через куклу. Кукольник - это особый склад души, ума, сознания.

5a63373a-312e-4581-b4d0-500ed96f4667

Cпектакль «Ладдзя Роспачы», 14 Апреля 2016

 Интересно, а вы помните свою первую куклу?

В детстве я очень любил купаться в ванне с красно-оранжевой игрушкой. Эта была резиновая игрушка-пищалка Юрий Гагарин, который плавал, нырял и булькал. Однажды я сильно нажал на куклу и Гагарин «пукнул». Для меня, четырехлетнего, это было потрясение, ведь космонавты не должны «пукать».

72aafae4-8049-46b1-903d-c8bf694623e2

Вы - педагог Витебского государственного колледжа культуры и искусств. Существует такое хрестоматийное утверждение: научить быть актером нельзя, можно только научиться.

Главное, чему должен научиться студент, будущий артист - он должен научиться трудиться. Талант - это очень важная составляющая любой профессиональной работы. Без таланта ничего не может произойти, но я бы на первое место поставил трудолюбие. Одного таланта мало, а человек трудолюбивый уже талантлив по-своему.

Существует такая проблема – проблема третьей роли. Первая роль проходит на «ура», вторая роль –еще находятся какие-то наработки, а третья роль - уже проблема.И тогда снова поиски. Снова долгая, кропотливая работа.

Но вот роль получилась. Актер заиграл. И все равно облегчения не наступает. Тогда я советуюстудентам, взять в руки куклу и пусть она говорит ваш текст.

На одном из театральных фестивалей я познакомился с Екатериной Образцовой (режиссер-постановщик театра кукол). Она рассказала интересную историю о своем дедушке.

В первом своем спектакле у Немировича-Данченко он должен был играть старика. Желания было много, старания в избытке, но роль не шла. И тогда Сергей Образцов изготовил куклу старика для руки, надел ее и начал с нею разговаривать. Те интонации, которые должны были прозвучать на сцене, нашлись сами собой.

a60637ef-106a-4db3-ba08-091fb4fe36ae

У актера вдруг появилась потребность спрятаться за куклу, то, что было неудобно, неловко сказать самому, легко, органично, просто, да еще вдруг каким-то неожиданным голосом «сказала» кукла.

Однажды я видел в роли 13-ти летней Джульетты  актрису 60 лет из киевского театра. Каждое движение, голос были предельно выразительны и достоверны. Никаких штампов, никакой фальши!Лучше и выразительнее сыграть Джульетту в театре кукол, невозможно.

Зритель не должен видеть артиста, хотя тот, кажется, стоит рядом. И если это происходит, тогда это хороший актер театра кукол. А виртуозные артисты, они еще успевают сыграть свое отношение к персонажу.

97c485dd-3ce0-479a-ba5c-362da79906a3

Куклы для вас кто?

Куклы для меня чудесное и увлекательное занятие, не поддающиеся законам логики.

Двух одинаковых кукол не бывает.У каждой куклы свой нрав и проявляется он, как только к гипсовой голове мастер приклеивает туловище из папье-маше или поролона.

Кукла, как мы говорим, должна «сесть на руку». В этот момент актер или сливается с куклой, или она напоминает ему, что она не часть его самого, а нечто совершенно самостоятельное. Вроде персонаж хороший, добрый. И лицо у нее хорошее. Но вот не получается контакта. В итоге эта кукла на каждом шагу будет преподносить мелкие сюрпризы актеру.

Чем старше кукла, чем она чаще работает, тем она  более строптива. Она начинает порой руководить актером и заставлять ее слушаться, она задает ему другую линию действий.

ce04b4f1-06bc-4cd4-95fa-835093c05af1

У театра кукол есть свои приметы: с куклами нужно здороваться утром и прощаться вечером; сколько бы раз вы уже не играли вместе, перед выходом на сцену актер всегда смотрит кукле в глаза; театральные куклы нельзя бросать или ронять; на стеллажах они укладываются или висят так, чтобы они могли общаться между собой. Иначе обидятся.

Кукла – это символ, инструмент, который оживает на глазах у зрителей. В драматическом театре есть актер, сцена, декорации. А в театре кукол есть еще одно измерение, открыто больше возможностей – и визуальных, и фантазийных. Театр кукол - это театр безграничных возможностей!

40bad927-a438-4ff4-bc9e-01c6c69bb0c8

Справка Gorod212. Александр Маханьков - артист, ведущий мастер сцены Белорусского театра «Лялька». В театре с 1985 года, первые роли (пан и поп) в спектакле «Дед и Журавль» В.Вольского. В 2013 году получил высшую театральную награду Беларуси для работников кукольных театров - приз «Хрустальный ангел».

Cпектакль «Ладдзя Роспачы». Фоторепортаж

Сайт города Витебска
витебск куклы театр
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции

Комментарии