Лукашенко: изменения в избирательном законодательстве должны быть взвешенными и в интересах белорусского народа

Изменения в избирательном законодательстве должны быть взвешенными и в интересах белорусского народа. Об этом Президент Беларуси Александр Лукашенко заявил 6 августа на совещании по вопросам совершенствования избирательного законодательства, сообщили БЕЛТА в пресс-службе белорусского лидера.

"Как и договаривались в январе, мы еще раз встречаемся и обсуждаем вопросы совершенствования избирательного законодательства. Я полагаю, сегодняшний разговор будет окончательным перед внесением проекта закона в парламент", - отметил глава государства.

По словам Александра Лукашенко, в этом проекте нашли отражение одобренные на совещании предложения по оптимизации избирательного процесса.

"Поскольку проектом закона затрагиваются очень важные для избирательной системы вопросы, решение о необходимости его внесения в Палату представителей в предлагаемой редакции должно быть максимально продуманным", - считает Президент. 

При этом глава государства подчеркнул, что необходимо учесть все возможные последствия предлагаемых мер и четко представлять себе механизм их реализации. "Если мы идем на какое-то послабление, то должны быть уверены, что это не отразится негативно на стабильности в стране и управляемости ситуацией во время выборов", - подчеркнул Александр Лукашенко. При этом он отметил, что "никакого произвола и бесконтрольности быть не должно".

"Знаю, что ряд положений проекта поддержан не всеми. Возражения вызывают нормы об изменении порядка финансирования избирательных кампаний кандидатов. В частности, об увеличении размеров избирательных фондов и возможности их создания на этапе выдвижения кандидатов в президенты еще до регистрации кандидатов", - отметил глава государства.

В этой связи Александр Лукашенко предложил коллегиально обсудить законопроект в целом и его отдельные положения, вызвавшие разногласия среди участников совещания, чтобы принять взвешенные решения, в полной мере отвечающие интересам белорусского государства. "Давайте не будем устраивать какие-то скачки, чтобы бежать с кем-то наперегонки, давайте не будем торопить время и постараемся идти в ногу с событиями и особенно зрелостью нашего общества. И давайте будем решать те вопросы, которые сегодня назрели, не выдумывая каких-то новых, ссылаясь на новые или старые демократические государства и процедуры", - сказал Президент.

Александр Лукашенко отметил, что критерий один: "Выборы, другие кампании проходят в Беларуси для белорусского народа и во имя этого народа. И решать эти проблемы, которые мы сегодня будем обсуждать, должен белорусский народ. Мы должны все делать так, как сегодня желает народ в нашей стране. Это - главное".

Об основных новшествах законопроекта на совещании рассказала председатель Центральной комиссии Беларуси по выборам и проведению республиканских референдумов Лидия Ермошина. "Данный законопроект отнюдь не является реверансом в чью-то сторону. Это прежде всего инициатива центральной комиссии. На наш взгляд, он улучшает правовые, политические и организационные условия проведения выборов", - отметила глава ЦИК.

По ее словам, большая часть изменений касается проведения выборов депутатов Палаты представителей. Прежде всего, изменяется порядок определения результатов выборов: предлагается проводить их в один тур при сохранении действующего в настоящее время барьера явки избирателей.

"В случае проведения альтернативных выборов победитель определяется перевесом голосов по отношению к конкурентам, то есть больше хотя бы на один голос. Если выборы проводились на безальтернативной основе, депутат будет избран, если за него проголосовало более 50% избирателей, принявших участие в голосовании", - рассказала Лидия Ермошина.

Вносится изменение в систему избирательных комиссий, образуемых при проведении выборов депутатов Палаты представителей. Предполагается дополнительно образовывать семь территориальных избирательных комиссий, шесть областных и минскую городскую, которым будет передан ряд полномочий от центральной комиссии. Это делается в целях упрощения порядка распределения средств республиканского бюджета на финансирование избирательной кампании и осуществления надлежащего контроля за использованием этих средств, оперативного рассмотрения избирательных споров.

Учитывая, что большинство решений на выборах депутатов Палаты представителей принимается на уровне окружных комиссий, предлагается институт члена комиссии с правом совещательного голоса при проведении парламентских выборов перенести с уровня ЦИК на уровень окружных избирательных комиссий.

Ряд изменений касаются вопросов ведения предвыборной агитации и улучшения информированности избирателей при проведении выборов всех видов.

Предлагается ввести запрет на проведение агитации, направленной на срыв выборов и изменить порядок финансирования предвыборной агитации кандидатов в президенты и депутаты.

Как отметила Лидия Ермошина, даже при проведении выборов в парламент от населения постоянно поступают жалобы, что они не обладают информацией о кандидатах. В связи с этим предложено отказаться от бюджетного финансирования агитационных расходов кандидатов и передать эти средства местным территориальным и окружным избиркомам, чтобы они изготавливали информационные буклеты и вместе с приглашением посетить избирательный участок рассылали их избирателям. "Таким образом государство позаботится, чтобы каждый избиратель обладал информацией по крайней мере о том, какие люди избираются по конкретному избирательному округу", - сказала глава ЦИК.

При этом за кандидатами в депутаты и президенты будет сохранено право на бесплатное использование государственных СМИ для предвыборных выступлений, дебатов и опубликования программ. Кандидатам в президенты и депутаты всех уровней предоставляется право создания личных финансовых фондов за счет собственных средств, а также средств граждан и юридических лиц. Такое право в настоящее время установлено законом для кандидатов в депутаты Палаты представителей и кандидатов в президенты.

В связи с прекращением бюджетного финансирования агитационных расходов Лидия Ермошина предложила в 5 раз увеличить предельные размеры финансовых фондов кандидатов в президенты - с 3 тыс. до 15 тыс. базовых величин, а кандидатов в депутаты Палаты представителей - в три раза до 3 тыс. базовых величин. При этом предлагается, что гражданин, зарегистрировавший свою инициативную группу на президентских выборах, сможет открыть счет в банке для создания избирательного фонда с момента регистрации этой группы.

Основными дискуссионными вопросами на совещании стали нормы об изменении порядка финансирования избирательных кампаний кандидатов.

Председатель Совета Республики Национального собрания Анатолий Рубинов выразил сомнения по поводу целесообразности увеличения размеров избирательных фондов. Он привел пример прошлых парламентских выборов, когда лишь небольшая часть кандидатов воспользовалась правом создания таких фондов, а размер самого большого был в пять раз ниже установленного максимального предела.

Различные мнения были и по предложению о возможности создания избирательных фондов на этапе выдвижения кандидатов в президенты еще до регистрации в качестве кандидатов. Заместитель главы Администрации Президента Валерий Мицкевич считает, что это оправданно. "Сегодня, когда собирают подписи, этот вопрос в принципе никак не урегулирован. Если будет зарегистрирован фонд, туда поступят средства, и, соответственно, будет система контроля. Это определенная степень прозрачности", - отметил он.

Председатель Миноблисполкома Борис Батура, наоборот, считает, что фонд надо создавать только после регистрации кандидата: "Он должен доказать, что заслуживает стать кандидатом. Мне кажется, было бы логично создавать фонд после регистрации".

"Что касается кандидатов в президенты, то им надо собрать 100 тыс. подписей. Когда они начинают их собирать, и никаких денег у инициативной группы нет, то, естественно, она вынуждена откуда-то брать "левые" деньги. Мы хотим сделать, чтобы это было на законных основаниях, - заметил председатель Палаты представителей Владимир Андрейченко. - Кандидатам в депутаты Палаты представителей можно будет создавать фонд только после того, как они будут зарегистрированы, так как надо собрать всего 1 тыс. подписей, и это небольшая работа".

В итоге глава государства и остальные участники совещания сошлись на том, чтобы повысить только максимальный размер избирательных фондов на президентских выборах в 3 раза. Кроме того, принципиально не отвергнуто предложение о том, чтобы предоставить право создания таких фондов с момента регистрации инициативной группы. "Что касается эфирного времени, надо создать равные условия для всех. ЦИК примет решение, по сколько минут каждому предоставить", - отметил Президент.

В плане финансирования избирательной кампании Александр Лукашенко подчеркнул, что самое главное - это работа с людьми: "Я помню свою первую президентскую кампанию. Я пешком прошел по всей стране. У меня не было денег, их боялись давать".

В связи с уходом от бюджетного финансирования предвыборной агитации предполагается, что кандидаты в депутаты местных советов также получат право создавать избирательные фонды размером до 30 базовых величин.

По словам Лидии Ермошиной, в доработанном варианте законопроект до 30 августа будет внесен главе государства, а затем поступит на рассмотрение в парламент.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
Я рекомендую
Пока никто не рекомендует

Комментарии

Комментарии предназначены для общения, обсуждения и выяснения интересующих вопросов

Лучшее - городу
Каждому городу Казахстана свой полезный сайт! Теперь мы освещаем новости шести крупных городов Казахстана - Караганды, Шымкента, Атырау, Актау, Алматы и Астаны.  Сегодня информационная картинка дня в Казахстане в большей мере состоит из новостей двух столиц. Национальные медиа массивно освещают новости из здания парламента, а городские новости представлены только громкими происшествиями или вопиющими случаями. Городские же сайты создают локальную повестку...